10 игр для развития памяти и внимания

Внимание и хорошую память полезно развивать с детства. Мы подобрали 10 игр для развития памяти и внимания. Занимайтесь с ребенком регулярно, и результат не заставит ждать!

10 игр для развития памяти и внимания

Игры — собиралки

1. Не забудешь, что купить?

Для дошкольников, можно играть группой

Игра в магазин помогает развить внимание и память, в игровой форме легче освоить счет. В нее можно играть как с малышами — дошколятами, так и с младшими школьниками.

10 игр для развития памяти и внимания

Реквизит:

  1. “Покупки” — карточки с изображением того, что можно купить в магазине (магазине игрушек, продуктовом, хозяйственном). Можно заменить на небольшие настоящие предметы: игрушки, фрукты и овощи в твердой кожуре, бытовые предметы (например, ложка, расческа, зубная щетка). Большие тяжелые предметы заменяйте игрушками (к примеру, мяч заменит арбуз).
  2. “Деньги” — кусочки цветной бумаги, по одному кусочку на каждый предмет.
  3. “Касса” — картонная коробка для “денег”.

Подготовка:

Ребенок должен знать, что изображено на карточках; как выглядит и для чего нужен каждый предмет.

Разложите карточки или предметы на столе. Уберите со стола посторонние вещи, чтобы малыш не отвлекался от игры.

Правила игры:

  1. Вы отправляете ребенка в “за покупками” в “магазин”: “Игрушки, “Хозтовары”, “Продуктовый”, “Зоомагазин” и т.п. Устно перечислите, что малыш должен “купить”.
  2. Попросите ребенка повторить за вами “список покупок”.
  3. Ребенок должен подойти к столу и выбрать нужные вещи, а на “кассе” — оставить “деньги” (положить в коробку). Вы можете сыграть роль продавца, но не должны подсказывать.
  4. Когда малыш придет к вам “с покупками”, попросите его показать и рассказать, что он “купил”.
  5. Можно попросить ребенка “сходить за покупками” в несколько разных магазинов. Постепенно доведите количество покупок до 10.
  6. Если малыш принес не тот предмет, объясните ему, в чем он ошибся, и отправьте в “магазин” снова. Ребенок должен обменять “покупку” на правильную, “докупить” недостающую или “отдать обратно” лишнюю.
  7. Вы можете дать ребенку больше “денег”, чем нужно для покупки. Попросите малыша “посчитать сдачу”: спросите, сколько осталось денег после похода в магазин.
  8. Самое приятное для малыша — ваше одобрение. Если ребенок все сделал правильно, похвалите его и скажите, что на эти деньги он может “купить” в “магазине” то, что ему понравится.

Скачать материалы для игры:

Карточки с картинками позволят провести игру без реквизита.

Скачать карточки — фрукты, овощи, продукты, булочная и кондитерская, предметы и транспорт, игрушки, одежда и обувь, зоомагазин

Игровые деньги подойдут для освоения сложения и вычитания.

Скачать игровые деньги — 1 рубль, 2 рубля, 3 рубля, 4 рубля, 5 рублей, 10 рублей

2. Мамины помощники

Для дошкольников, групповая игра

Во время этой творческой игры ребенок научится уверенно объединять предметы в группы. Она похожа на предыдущую, но в нее играют без “денег”. Главное в этой игре — ролевой отыгрыш.

10 игр для развития памяти и внимания

Реквизит: карточки из предыдущей игры

Подготовка: не требуется

Правила игры:

Предложите группе детей поиграть в новую игру со знакомыми картинками. Даже если вы родственник или друг семьи, начните так: «Давайте поиграем. Я буду вашей мамой, а вы — моими помощниками”.

В игре три правила:

  1. Выполнять мамино поручение самостоятельно, ничего не путая и не забывая.
  2. Подсказывать не разрешается.
  3. Если кто-то не полностью выполнил поручение и что-то забыл принести, другие дети напоминают об этом. Малыш отправляется снова за недостающим предметом.

Теперь можно дать детям игровые задания.

  1. Задание “Обед”
  • Овощной суп

“Я хочу сварить для вас вкусный овощной суп. Миша, сынок, принеси мне для супа морковку, капусту, картошку. Повтори, что мне нужно принести для того, чтобы сварить суп?». Ответив на вопрос правильно, ребенок должен подойти к столу, где заранее разложены все картинки, и выбирает нужные согласно заданию (набор “Овощи”). Потом показывает их всем детям, и все вместе вы оцениваете, правильно ли выполнено поручение: все ли ребенок принес, не перепутал ли что-нибудь. Поблагодарите помощника и понарошку сварите суп.

  • Хрустящий тост

Попросите ребенка приготовить тост. Скажите, что для тоста нужно принести из “булочной” белый хлеб. На карточках есть изображения черного хлеба, внимательный ребенок должен это заметить и взять именно ту карточку, которую вы попросили принести. Расскажите, что тост надо поджарить и намазать маслом (карточки с тостером и маслом). Поблагодарите ребенка за “готовку”. В другой раз можно попросить “приготовить омлет” из яиц, соли и молока (карточки “Продукты”).

  • Десерт

Одновременно с этим заданием попросите другого ребенка захватить кусочек торта из кондитерского отдела. Если ребенок принесет карточку с целым тортом, восхититесь его щедростью.

  • Фруктовое угощение

«Хочется угостить вас чем-нибудь вкусным, — говорит мама через некоторое время. — Сходи-ка, доченька, в магазин и принеси нам грушу, виноград и апельсин. Запомнила, что нужно купить?» Дочка идет выполнять мамино поручение, а потом все лакомятся фруктами (набор “Фрукты”).

  1. Задание “Наряди маму”

Несмотря на то, что задание творческое, при его выполнении нужно проявить внимание и хорошо запомнить, что говорит взрослый — ведущий.

На этот раз скажите, что вы отправляетесь на работу/на прогулку/на бал.

  • Современный стиль

Ребенок становится вашим стилистом. Попросите ребенка принести то, что поможет вам “навести красоту” (расческа, мыло, духи, фен из набора “Предметы”). Ребенок должен рассказать, почему он решил, что вам нужны именно эти вещи. Затем понарошку “используйте” вещи из карточек.

  • Модный наряд

Попросите детей выбрать для вас наряд, используя набор карточек с одеждой. При этом исключите несколько карточек: “Я не хочу сегодня надевать юбку”, а также попросите “одеть вас по погоде” (для холодного времени года ребенок должен выбрать плащ или куртку и валенки, для весны и осени — плащ и резиновые сапоги, летом пригодятся солнцезащитные очки). Понарошку примерьте наряд, поблагодарите помощника и скажите, что вам очень идет.

  1. Задание “Вечеринка с подарками”

Теперь назначьте кого-то из детей хозяином вечеринки, другие дети будут гостями.

  • Сладкий стол

Дайте хозяину вечеринки задание организовать дружеское чаепитие — принести набор предметов (чашка, ложка, сахар, сладости — набор карточек “Предметы” и “Кондитерская”). Чтобы у каждого были чашка и ложка, распечатайте заранее нужное количество карточек. Отыграйте чаепитие.

  • Подарки гостям

Второе задание хозяину вечеринки — выбрать для каждого гостя игрушку (машинку, куклу, мишку, мячик — набор “Игрушки”). В конце чаепития ребенок должен “подарить” их гостям и поблагодарить всех за то, что они пришли. На этом игра заканчивается.

Игры — добавлялки

3. Бабушкин чемодан

Для дошкольников, можно играть вдвоем или в группе

10 игр для развития памяти и внимания

Реквизит: не требуется

Подготовка: не требуется

Как играть:

  1. Ведущий говорит: «К нам едет бабушка, и в своем чемодане она привезет… (название предмета, например, «тапочки»).
  2. Ребенок повторяет то, что сказал ведущий и добавляет еще одну вещь в чемодан. Например: «К нам едет бабушка, и в своем чемодане она привезет тапочки и платье”.
  3. Ведущий повторяет то же самое и добавляет еще одну вещь в чемодан. Игра длится до тех пор, пока кто-то из игроков не собьется.

4. Алфавитный обед

Для младших школьников, можно играть вдвоем или в группе

10 игр для развития памяти и внимания

Реквизит: не требуется

Подготовка: не требуется

Как играть:

Эта игра для детей, которые знают алфавит, но вы можете подсказывать ребенку последующие буквы.

  1. Первый ребенок говорит: «Сегодня на обед я ел арбуз».
  2. Следующий ребенок говорит то же, что и первый, и добавляет «блюдо» на букву Б, например: «Сегодня на обед я ел арбуз и булку», третий прибавляет на “В”: например, “вермишель».
  3. Меню разрастается, и становится все труднее и труднее повторить его. Игрок, который допустил ошибку, выбывает.

Запомни и повтори

5. Очередь на пароход

Для дошкольников, можно играть вдвоем или группой

10 игр для развития памяти и внимания

Реквизит: детские игрушки, 5-6 штук

Подготовка: не требуется

Как играть:

  1. Расскажите предысторию: «Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял… (к примеру, мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний — котенок)». Выстройте 5-6 игрушек в очередь друг за другом.
  2. «Потом зазвонил колокольчик — это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира».
  3. Предложите ребенку запомнить порядок игрушечной очереди, потом перемешайте игрушки. Малыш должен восстановить правильный порядок очереди.

6. Пуговицы

Для младших школьников, играют вдвоем

10 игр для развития памяти и внимания

Реквизит: 2 одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется; 2 одинаковых квадратных игровых поля в клетку. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6.

Подготовка: Положите два одинаковых набора пуговиц перед игроками; для каждого игрока подготовьте игровое поле.

Как играть:

  1. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий игрок располагает их по собственному желанию.
  2. Водящий дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги.
  3. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести то, что он запомнил, на своем поле.
  4. Первый игрок открывает свое поле, вместе они проверяют правильность решения.

Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно. Давайте им подсказки, описывая, где расположены нужные пуговицы. Ребенок должен правильно ориентироваться и не путаться в направлениях «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

7. Зал ожидания

Любой возраст, играют вдвоем или группой

10 игр для развития памяти и внимания

Реквизит: не требуется

Подготовка: не требуется

Как играть:

  1. Водящий показывает определенную последовательность действий. Например: садится на стул, смотрит на часы, открывает книгу, зевает, снимает трубку телефона, потом, помедлив, кладет ее на место, закрывает книгу. Действия должны быть запоминающимися.
  2. Каждый игрок повторяет показанные действия и добавляет пару своих.
  3. Тот, кто ошибся, выбывает.

Запомни и расскажи

8. Художник

Любой возраст, игра в группе

10 игр для развития памяти и внимания

Реквизит: не требуется

Подготовка: не требуется

Как играть:

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

Еще один вариант «Художника»: Вспомнить все

10 игр для развития памяти и внимания

Как играть:

  1. Поделите детей по парам, попросите их повернуться друг к другу спиной.
  2. Объявите, что сейчас им нужно вспомнить, как выглядит человек, стоящий за их спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.
  3. Приступайте к заданиям.

Первое задание: вспомнить, как зовут вашего партнера. (его выполняют по очереди абсолютно все участники).

Второе задание: вспомнить, какого цвета глаза у партнера.

Третье задание: ответить, какой длины брюки на партнере (вопрос должен звучать именно так, даже если в паре девочка в юбке).

Четвертое задание: сказать, какая обувь на ногах партнера.

9. Что исчезло?

Любой возраст, игра вдвоем

10 игр для развития памяти и внимания

Реквизит: небольшие запоминающиеся предметы, свободный стол

Подготовка: не требуется

Как играть:

  1. На столе разложите несколько предметов.
  2. Ребенок должен их рассмотреть, затем отвернуться.
  3. Уберите один предмет.
  4. Ребенок должен повернуться, рассмотреть оставшиеся предметы и сказать, что исчезло.
  5. Можете добавить лишний предмет или переложить тот, что лежит на столе, на другое место. Спросите ребенка, что изменилось.

10. Шифровка

Любой возраст, игра вдвоем или в группе

10 игр для развития памяти и внимания

Реквизит: бумага, ручка или карандаш

Подготовка: не требуется

Как играть: 

Играем с ребенком в тайных агентов, которые должны зашифровать очень важные сообщения.

Дети должны изобразить предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, «расшифровав» обратно.

Попробуйте дать задание зарисовать такие понятия, как «Добро», «Зло», «Счастье», эмоции «Радость», «Гнев», «Печаль». Зарисуйте эти слова сами, а потом сравните с рисунками малыша.

Возможные словосочетания:

Мальчику холодно.

Девочка плачет.

Папа сердится.

Бабушка отдыхает.

Мама читает.

Дети гуляют.

Пора спать.

Желаем провести время интересно и весело! Если вы знаете интересные игры на развитие памяти и внимания, поделитесь ими в комментариях.

Комментарии