Детская пальчиковая гимнастика

Какая мама не хочет, чтобы ее малыш был общительным и сообразительным? Конечно же, это мечта любого родителя. Однако не всегда стоит надеяться на темперамент и наследственность. «Разговорить» необщительного ребенка может помочь детская пальчиковая гимнастика. 

Суть ее проста: под видом игры малышу предлагается комплекс упражнений, который развивает моторику рук и помогает формированию речи. Такими играми часто занимается в детском саду воспитатель. Однако любая мама может освоить эти несложные навыки и играть с ребенком дома.

Необходимость детской пальчиковой гимнастики

1

Аналоги подобных упражнений были известны еще в древности. Позже, когда заметили явную связь между пальчиковыми потешками и высокими интеллектуальными результатами, этими итогами заинтересовались ученые. Они выяснили, что частая стимуляция центра головного мозга, отвечающего за моторику рук, влияет на речевой центр, расположенный рядом.

Так, детки, которым с раннего возраста разминали пальчики, давали пощупать мелкие предметы, быстрее начинали лепетать, а затем и говорить.

Игры для пальчиковой гимнастики выполняют так: взрослые рассказывают небольшое стихотворение, можно нараспев, показывая определенные жесты, соответствующие простому сюжету. А малыши повторяют эти движения.

Обязательным условием является установление эмоционального контакта между ребенком и взрослым. В результате дети становятся внимательнее, не боятся публичных выступлений, лучше усваивают программу детского сада.

Влияние пальчиковой гимнастики на мыслительную деятельность

2

1. Осознанное движение пальцами рук стимулирует деятельность коры головного мозга. Наиболее четко прослеживается связь между развитой мелкой моторикой и речью дошкольника. Она становится четкой, последовательной. Появляются логические рассуждения и умозаключения.
Особенно заметны результаты занятий на примере педагогически запущенных малышей.

2. Речь становится не только грамотно построенной, но и богатой на интонации, приобретает различный темп.

3. Гимнастика развивает фантазию и воображение.

4. Считается, если мама или воспитатель поет или рассказывает стишок под музыку, то это формирует хороший внутренний слух у малыша.

5. На протяжении всей игры ребенку приходится внимательно следить за сюжетом, а также повторять разнообразные движения. А это значит, что он сконцентрирован и внимателен. Такие занятия особенно полезны детям с дефицитом внимания и гиперактивностью.

6. Занятия пальчиковой гимнастикой развивают память. Если заниматься часто, то непроизвольно ребенок запоминает не только слова, но и движения. А это означает, что нейронные связи формируются сразу в нескольких областях головного мозга.

7. Игра помогает наладить эмоциональный контакт между малышом и взрослым, будь это мама или воспитатель из детского сада.

8. Если малыш рано овладевает мелкой моторикой, то впоследствии ему легче дается письмо, рисование, лепка.
Кстати, такая гимнастика полезна не только дошколятам, но и школьникам. Особенно тем, кто только пытается овладеть наукой письма. Следующие признаки говорят о проблемах с мелкой моторикой:

— крепкое сжимание ручки во время письма,

— дрожание пишущей руки,

— побеление костяшек пальцев,

— написанные буквы имеют дрожащий контур и как бы вдавлены в бумагу.

Как нужно проводить занятие

3

Преимущество пальчиковых игр в том, что их можно применять уже с младенчества, поглаживая и разминая пальчики крохи под ритмичный стишок. Пальцы и ладошки обеих рук следует последовательно сжимать и разжимать, движения должны соответствовать тому, о чем рассказывает взрослый.

В возрасте 2 лет дети уже сами с удовольствием повторяют простые движения. Но речевые навыки у них только начинают появляться. Поэтому каждое занятие начинают с небольшого по длительности массажа ручек. Просите ребенка не только повторять движения, но и, по возможности, слова.

В три — четыре года предварительный массаж пальцев уже не нужен. Малыши повторяют за взрослыми движения и слова. В этом возрасте активно используется пальчиковая гимнастика с предметами. На пальчики можно надевать бумажные и тряпочные куклы, различные игрушки.

Ребенок в пять — шесть лет также нуждается в подобных занятиях. Однако в этом возрасте дошкольнику интереснее придумывать собственные ролевые сюжеты, взрослые становятся только организаторами.

Занятия проводятся легко и непринужденно несколько раз в день по 6–7 минут. Частота зависит от заинтересованности ребенка. Педагоги советуют, чтобы получить лучший результат, заниматься в течение месяца, а затем сделать перерыв от 3 до 6 месяцев. Если малыш теряет интерес к занятиям, то лучше их прервать и сделать перерыв.

Обратите внимание!

— В повседневной жизни мизинец и безымянный пальцы имеют минимальную нагрузку. Поэтому в проработке упражнений особое внимание уделяйте именно этим пальчикам.

— Маленькие ручки довольно быстро устают, поэтому чтобы избежать этого, в движениях чередуют сжатие, растяжение и расслабление ладошек.

— Классическую пальчиковую гимнастику стоит дополнять другими занятиями на мелкую моторику: перебирание бусинок, игры с мозаикой, сенсорными коробками. Но только под присмотром взрослых, во избежание несчастного случая.

Дарья Ромашко, врач-педиатр

Комментарии