Ребенок и часы. Учимся понимать время

Как объяснить ребенку, как ориентироваться в часах? Как объяснить, что такое вообще время, ведь это настолько абстрактное понятие? Эти вопросы рано или поздно задает себе любой родитель.  И часто, когда мы пытаемся научить детей ориентироваться во времени и понимать, что показывают часы, мы сталкиваемся с трудностями. Попробуем в этой статье облегчить вам эту задачу.

Понятие времени

До 2-х лет у детей вообще нет понятия, что такое время, для них все ваши слова «вернусь через 5 минут» или «будем смотреть мультик через час» не значат ровным счетом ничего. Нужно это понимать и предпринимать попытки обучить пониманию времени после 2-х лет. Начните с простого, определите «сейчас» и «потом». Например: Сейчас ты съешь кашу, а потом я дам тебе яблоко.

После усвоения этого, расскажите о более расширенных понятиях, таких как прошлое, настоящее и будущее. Всё это подкрепляйте примерами.

Когда малыш поймет это, переходите к изучению времени суток. Расскажите про каждое, и постарайтесь сформировать у ребенка ассоциации с каждым периодом. Например: Утром я просыпаюсь и чищу зубы, днём я хожу на прогулку, вечером смотрю мультик, ночью сплю.

Для изучения времени по часам нужно, чтобы ребенок знал такие понятия, как «половина», «четверть». А так же, умел считать хотя бы до 10, ведь необходимо будет рассказать о том, что в часе 60 минут, а в минуте 60 секунд.

Итак, всеми этими знаниями вы ребенка вооружили, теперь переходим непосредственно к часам.

Изучение часов

Нет единой методики обучения, вариантов, каким именно путем пойти, чтобы научить детей пользоваться часами, масса. Вам нужно будет только выбрать.

Одним из простейших вариантов, которым пользовались наши родители, является наглядный пример на больших часах с тремя стрелками. Объясняем, что короткая – это часы, длинная – минуты, а самая – тонкая секунды. После этого, показываем наглядно – когда самая тонкая стрелка проходит один круг от 12 до 12, значит, что прошла одна минута. Потом когда длинная стрелка проходит круг, значит, что прошел один час. Потом вы учите ребенка запоминать в каком положении стрелки показывают пол часа, в каком показывают целый час. Делите час на короткие периоды, по 5 минут, и так же объясняете это ребенку.

Если у вас нет, больших часов, то можно их смастерить из картона и приделать к ним стрелки. И проводить обучение в форме игры, прося ребенка переводить стрелки и озвучивать, что за время они показывают. Если ваши часы будут яркими, малыш будет с ещё большей охотой играть с ними и учить время.

Так же, можно закреплять знания по специальным методическим материалам.

  • Веселые часы. Определяем время» (издательство Machaon, серия «Умные книжки»);
  • «Учимся определять время. Тетрадь с наклейками» (К. В. Шевелев); 
  • «Учусь определять время» (издательство «Эксмо-Пресс», серия Gakken).

Представленные в них задания идут по принципу усложнения. Но они больше подходят для возраста 4-5 лет.

Итак, как и любой другой процесс обучения, изучение времени и часов дается детям не с первого раза, поэтому ваша задача терпеливо объяснять и показывать до тех пор, пока малыш не разберется во всём.  Время невозможно потрогать или попробовать на вкус, а это и вызывает сложности, но ребёнок с вашей помощью обязательно поймет, что же это такое и научится определять, что же показывают часы.

Мы надеемся, что информация окажется для вас полезной и облегчит процесс обучения ребёнка.

Комментарии